Создать анкету для студентов

Анкетирование студентов — это важный инструмент для получения обратной связи и сбора данных, который помогает улучшить образовательный процесс и повысить удовлетворенность студентов. При этом правильно составленная анкета позволяет собрать точную информацию, на основе которой можно принимать управленческие решения или проводить исследовательские работы. В этой статье мы подробно разберем, как составить анкету для студентов, учитывая различные цели и задачи, а также основные принципы эффективного анкетирования.

анкета для студентов, создать опрос для студентов

 

Для чего нужна анкета для студентов?

Анкеты для студентов необходимы для различных целей. Они могут использоваться для оценки учебного процесса, анализа уровня удовлетворенности студентов, проведения научных исследований или социологических опросов. Также анкеты позволяют выявить проблемы, с которыми сталкиваются студенты, и найти способы их решения.

Основные цели анкеты:

  • Оценка качества образовательных услуг. С помощью анкеты можно получить отзывы о работе преподавателей, методах обучения, содержании учебных программ и организационных моментах.
  • Выявление проблемных зон. Анкетирование позволяет обнаружить слабые места в учебном процессе, которые требуют корректировки.
  • Сбор предложений. Студенты могут предложить идеи по улучшению учебного процесса или указать на конкретные аспекты, которые можно усовершенствовать.
  • Проведение исследований. В учебных заведениях анкеты могут использоваться для проведения научных исследований и социологических опросов по разным темам.

Провести анкетирование можно в традиционной форме (бумажные анкеты), но всё большую популярность набирают онлайн-инструменты, которые позволяют быстро составить и распространять анкету среди студентов.

Попробовать демо  Шаблоны опросов

Как составить анкету для студентов:

Шаг 1. Определение целей опроса

Первым шагом в создании анкеты для студентов является определение целей опроса. Это могут быть различные задачи, от оценки качества обучения до сбора мнений по конкретным вопросам учебного процесса. Чем точнее определена цель, тем легче составить вопросы, которые помогут получить необходимую информацию.

Например, если целью является выяснение уровня удовлетворенности студентов учебным процессом, в анкете должны быть вопросы, касающиеся преподавания, учебных материалов, организации занятий и других аспектов. Если же целью является исследование конкретной учебной дисциплины, то вопросы будут более специфическими.

Шаг 2. Определение структуры анкеты

Структура анкеты играет важную роль в том, насколько легко студентам будет её заполнять и насколько достоверные данные будут получены. Важно, чтобы анкета была логичной, последовательной и включала в себя только те вопросы, которые действительно необходимы для достижения цели.

Основные элементы структуры анкеты:

  • Введение. Введение в анкету должно включать краткую информацию о цели опроса и инструкцию по заполнению. Студенты должны понимать, зачем их просят ответить на вопросы и как это повлияет на учебный процесс.
  • Основная часть. Это раздел с вопросами по основной теме анкеты. Вопросы должны быть четкими, конкретными и охватывать все аспекты, которые важны для исследования.
  • Заключение. В заключении можно предложить студентам оставить комментарии или дать свои предложения по улучшению учебного процесса. Это позволяет собрать дополнительную информацию, которую невозможно получить через закрытые вопросы.

Шаг 3. Выбор типа вопросов

Вопросы в анкете могут быть различными: закрытыми, открытыми, либо комбинированными.

Закрытые вопросы

Закрытые вопросы предполагают выбор одного или нескольких вариантов ответов из предложенных. Примеры закрытых вопросов:

Как вы оцениваете качество преподавания на курсе?
- Отлично 
- Хорошо 
- Удовлетворительно 
- Неудовлетворительно

закрытый вопрос

Закрытые вопросы позволяют быстро получить стандартизированные данные, которые легко поддаются статистическому анализу. Их использование особенно эффективно, если анкета охватывает большую группу студентов.

Открытые вопросы

Открытые вопросы требуют от респондентов развернутого ответа. Они хороши для получения качественной информации, которая позволяет глубже понять мнение студентов. Пример открытого вопроса: «Какие изменения вы бы предложили в учебном процессе?»

открытый вопрос

Открытые вопросы дают студентам возможность выразить своё мнение свободно, однако их обработка требует больше времени и усилий.

Комбинированные вопросы

Комбинированные вопросы сочетают в себе закрытую и открытую формы. Пример: «Как вы оцениваете качество преподавания? (Если есть предложения по улучшению, укажите их в комментариях)». Такие вопросы удобны, поскольку предоставляют возможность получить как количественные, так и качественные данные.

Шаг 4. Продумайте последовательность вопросов

Важным аспектом составления анкеты является продуманная последовательность вопросов. Логично выстроенная анкета помогает респондентам лучше ориентироваться в вопросах и не терять интерес. Обычно сначала задаются общие вопросы, затем более конкретные. Например, можно начать с вопросов о качестве преподавания, а затем перейти к вопросам о взаимодействии с преподавателями и организационных моментах.

Также важно соблюдать переходы между различными темами анкеты. Если один блок вопросов касается учебных материалов, то следующий блок можно посвятить организации учебного процесса, чтобы избежать скачков между разными темами.

Шаг 5. Оптимизация количества вопросов

Количество вопросов должно быть оптимальным. Слишком длинная анкета может вызвать у студентов усталость, и они будут отвечать невнимательно. В то же время слишком короткая анкета может не дать достаточной информации для анализа. Оптимальное количество вопросов — 10–15, в зависимости от сложности темы и цели опроса.

Если необходимо собрать много данных, лучше разделить анкету на несколько частей, каждая из которых будет посвящена отдельной теме. Это позволит избежать перегрузки респондентов и получить более точные результаты.

Шаг 6. Учет специфики респондентов

Анкета должна быть адаптирована под целевую аудиторию. Студенты различаются по возрасту, уровню подготовки и специфике изучаемых дисциплин. Поэтому вопросы должны быть понятными и релевантными для всех респондентов. Избегайте сложных формулировок и терминов, если они не являются частью образовательной программы.

Если анкета предназначена для студентов разных курсов, можно предусмотреть различные разделы для каждой группы или использовать логические переходы, которые будут направлять студентов к тем вопросам, которые относятся именно к их учебной деятельности.

Шаг 7. Обеспечение анонимности

Анонимность — важный фактор, особенно если анкета затрагивает чувствительные темы, такие как оценка преподавания или качества учебного процесса. Анонимное анкетирование позволяет студентам быть более честными и открытыми в своих ответах, что повышает достоверность результатов.

Пример анкеты для студентов

Ниже представлен пример анкеты для студентов, которая может использоваться для оценки учебного процесса:

1. Как вы оцениваете качество преподавания на вашем курсе?
- Отлично 
- Хорошо 
- Удовлетворительно 
- Неудовлетворительно

2. Насколько вам удобно текущее расписание занятий?
- Очень удобно 
- Удобно 
- Неудобно 
- Очень неудобно

3. Оцените доступность учебных материалов.
- Высокая 
- Средняя 
- Низкая

4. Как вы оцениваете взаимодействие с преподавателями?
- Отлично 
- Хорошо 
- Удовлетворительно 
- Неудовлетворительно

5. Что бы вы изменили в учебном процессе? (Открытый вопрос)

6. Предложите идеи для улучшения учебного процесса. (Открытый вопрос)

 

Готовые шаблоны опросов:

Шаблон опроса - Опрос для выпускников университета

Шаблон опроса - Опрос студентов для оценки преподавателей ВУЗа

Шаблон опроса - Удовлетворенность студентов ВУЗа

 

Как провести анкетирование студентов

Современные технологии позволяют проводить анкетирование студентов в онлайн-режиме, что значительно упрощает процесс. Онлайн-опросы удобны как для респондентов, так и для организаторов. Платформы для создания анкет, такие как Тестограф, предоставляют широкий функционал для разработки и настройки опросов.

Преимущества онлайн-анкетирования:

  • Удобство и доступность. Студенты могут отвечать на вопросы в любое удобное для них время и с любого устройства.
  • Экономия времени и ресурсов. Онлайн-платформы автоматически собирают и обрабатывают данные, создают отчеты и визуализации.
  • Анонимность и конфиденциальность. Онлайн-опросы часто предполагают возможность анонимного заполнения, что увеличивает уровень честности респондентов.

Шаги проведения онлайн-анкетирования:

  1. Выбор платформы для создания анкеты (например, Тестограф).
  2. Настройка анкеты: добавление вопросов, настройка логических переходов, определение формата ответов.
  3. Рассылка ссылки на анкету студентам через email или размещение на образовательной платформе.
  4. Сбор данных и автоматическая их обработка.

Обработка и анализ результатов

После завершения анкетирования важно проанализировать полученные данные. Для этого можно использовать как встроенные инструменты на платформах для опросов, так и программы для обработки данных, такие как Excel или Google Sheets. Важно не просто собрать данные, но и правильно их интерпретировать.

Основные шаги анализа:

  • Сортировка и классификация ответов.
  • Построение диаграмм и графиков для визуализации данных.
  • Выводы и рекомендации на основе результатов опроса.

Анализ анкет помогает выявить сильные и слабые стороны учебного процесса, а также понять, что можно улучшить.

Попробовать демо  Шаблоны опросов

Заключение

Создание анкеты для студентов — это не просто формальная процедура, а важный элемент работы по улучшению образовательного процесса. Правильно составленная анкета помогает выявить реальные проблемы, узнать мнение студентов и предложить эффективные решения.

 

Видео-обучение по работе с Testograf:

Продолжая пользование настоящим сайтом, Вы выражаете своё согласие на обработку Сookie-файлов в соответствии с Политикой использования Cookie-файлов