Как создать тест? 7 этапов онлайн тестирования сотрудников

Несмотря на широкое распространение тестирований сотрудников в мировой практике, некоторые специалисты высказываются против их использования, ссылаясь на низкую эффективность. Как и эффективность любого другого инструмента, эффективность тестов напрямую зависит от того, в чьих руках они окажутся. Для того, чтобы получить максимум от проведения тестирований персонала, необходимо уделить достаточное внимание каждому этапу их подготовки.

Как создать тест?

1 этап: Определение цели

Порой специалисты, инициирующие тестирования сотрудников в компании не способны ответить на вопрос, для решения какой конкретной задачи планируется тест. Глобально тесты можно разделить на:

 - тесты для руководителя - тогда с помощью тестов оценивают соответствие сотрудников занимаемой должности (для оптимизации кадрового резерва, вынесения решения о повышении или сокращении), отсеивают кандидатов на должность (для снижения нагрузки на сотрудника, проводящего личные интервью), подтверждают эффективность проведенного обучения (для премирования или решения о целесообразности участия в дальнейших обучениях) и т.п. То есть тест поможет в решении управленческих задач.

 - тесты для сотрудника (для тестируемого) - такие тесты призваны помочь сотруднику увидеть свои пробелы, оценить необходимость подтянуть знания и т.п. Здесь важно помочь сотруднику верно интерпретировать результаты теста, помочь выявить наиболее проблемные вопросы или цели, приоритетные для компании.

2 этап: Определение целевой аудитории

С этим, вроде бы все понятно – тестируем сотрудников. Однако этой информации для проведения успешного тестирования мало. Какими возрастными группами представлены сотрудники? Какой у них профессиональный уровень? Они работают в офисе или находятся в разъездах или на удаленке? Ответы на эти вопросы помогут определить, как лучше организовать тестирование – «на бумаге» или онлайн, сколько времени нужно выделить на проведение тестов, стоит ли организовать поддержку для тестируемых, где они смогут задать вопросы в случае возникновения сложностей и т.д.

3 этап: Выбор типа теста

Тест может состоять из вопросов с единственным или множественным выбором, свободным коротким, развернутым или числовым ответом, содержать паспортичку или возможность для загрузки файла. Тест может быть типа верно/неверно или с начислением баллов за верные ответы. Стоит помнить, что открытые вопросы (в которых нужно вписать свой ответ), хоть и уменьшают шансы сотрудника случайно угадать верный ответ, при этом требуют проверки на случай опечатки. Поэтому при массовых тестированиях лучше избегать открытых вопросов.

4 этап: Составление вопросов

При всей кажущейся простоте, именно этот этап является кладезью ошибок, существенно искажающим результаты теста.
Вопросы должны быть сформулированы четко и ясно. Используйте строгие вопросительные слова (как? когда? где? сколько?), с вопросами типа «возможно ли…» и подобными часто можно поспорить. Исключите возможности двойной интерпретации вопросов и двойного отрицания («Сотрудник поддержки не должен грубить клиенту, если…» с вариантами ответов Да/Нет). Адаптируйте язык теста под уровень сотрудников – подумайте, владеют ли они используемым вами профессиональным сленгом. Тест – не ваша милая беседа с сотрудниками, поэтому излишне начинать каждый вопрос фразами «Могли бы вы оценить…», «Ответьте, пожалуйста,…» и подобными. Это отвлекает от сути вопроса и увеличивает время на прохождение теста. Здесь стоит сказать, что оптимальной длиной теста многие специалисты считают 25-30 вопросов. Рекомендуется также ограничить время на прохождение тестирования. При проведении теста онлайн это возможно сделать, включив таймер. Таймер для отдельных вопросов или всего теста в целом, отображающийся в окне онлайн теста, поможет сотруднику распределить своё время.

5 этап: Составление ответов

Многое из описанного в предыдущем пункте, справедливо и для формулировки вариантов ответов. Ответы должны быть понятные, однозначные, соответствующие друг другу по количеству символов. Стоит избегать однозначно неверных или же спорных вариантов.

6 этап: Проверка и определение порога успешности

Перед запуском теста, стоит провести пробное тестирование для специалистов разных уровней, а также эксперта (руководитель или сторонний эксперт). При этом необходимо получить обратную связь от каждого «пилотного» сотрудника. На этом этапе могут быть выявлены ошибки в формулировках, а также слишком простые или неоднозначные группы вариантов ответов.

Назначение порога успешности часто берется «с потолка» или по аналогии с оценками в системе образования. Однако это в корне неверный подход. Порог успешности определяется ценой ошибки: если один неверный ответ может привести к критичным последствиям – необходим строгий высокий порог.

7 этап: Настройка теста

Если для оптимизации процесса тестирования и дальнейшей работы с результатами было выбрано онлайн тестирование, на последнем этапе создания теста его необходимо занести на testograf, назначить баллы за верные ответы, включить таймер, настроить логику ветвлений (если необходимо), настроить дизайн теста в соответствии с требованиями бренд-бука компании, создать email рассылку или разместить тест на сайте компании с помощью виджета или встраивания. Вы можете настроить показ результатов теста после его окончания, в том числе, с демонстрацией ошибок, сделанных сотрудником и соответствующим текстом. Такая автоматизированная обратная связь существенно снизит нагрузку на ответственных сотрудников при работе с результатами. Результаты тестирования обрабатываются автоматически и будут доступны в вашем личном кабинете на testograf. Результаты можно просматривать как отдельными ответами, так и общей статистикой в виде таблиц и диаграмм. Их также можно скачать в различных форматах.

Сервис testograf создан для самостоятельной работы, поэтому его интерфейс интуитивно понятен. Если возникли сложности, работает оперативная поддержка по email и телефону. Однажды воспользовавшись онлайн сервисом для проведения опроса или тестирования сотрудников, вы найдете широкое применение этому инструменту.

Шаблоны тестов:

Создать тест

Другие статьи:

Продолжая пользование настоящим сайтом, Вы выражаете своё согласие на обработку Сookie-файлов в соответствии с Политикой использования Cookie-файлов